«ПсихолОК или не ОК. Что ОК и не ОК в поведении психолога» – круглый стол на ДокПсиФесте
13 июля я буду выступать на открытии первого фестиваля доказательной психологии ДокПсиФест. Фестиваль откроется круглым…
13 июля я буду выступать на открытии первого фестиваля доказательной психологии ДокПсиФест. Фестиваль откроется круглым…
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей и взрослых – это реально существующее нейробиологическое расстройство, признанное официальной медициной в большинстве стран.
Я пишу “реально существующее”, потому что многие в этом сомневаются, даже специалисты, врачи и психологи. И это большая проблема: если диагноз не признан официальной медициной, то люди с таким расстройством не могут получить медицинской помощи, а в большинстве случаев даже не знают о том, что их проблема имеет какое-то название. По сути, это и происходит на русскоязычном пространстве: найти в России специалиста, знающего, как лечить СДВГ, особенно у взрослых, – вопрос больших сил и везения. (далее…)
Представьте себе тёмный-тёмный двор: это наше сознание и всё, что в нём происходит. В этом дворе есть фонарь, который может освещать разные участки двора. Этот фонарь – наше внимание. Мы не способны ничего вспомнить, ни о чем подумать или сделать что-то, пока мы не направим на это своё внимание.
Не все фонари одинаковы. Они отличаются друг от друга во-первых, гибкостью и точностью управления: некоторые фонари довольно легко направить в нужное место и держать там нужное время, у других же крепление заржавело и не крутится как надо. Эта способность внимания (нашего фонаря) называется переключением. Во-вторых, фонарь может светить ярко и без перебоев, а может еле-еле и с постоянными перерывами. Эта способность внимания сосредотачиваться на объекте называется концентрацией. В-третьих, фонарь может осветить только определённое количество предметов одновременно: некоторые могут светить на полдвора, а некоторые – только перед собой. Способность внимания вмещать в себя одновременно больше или меньше предметов называется объёмом. (далее…)
С точки зрения нервной системы гиперактивность – это неуравновешенность процессов возбуждения и торможения. Если очень сильно упрощать, то всё, что делает наша психика, имеет свой газ (процессы возбуждения) и тормоз (процессы торможения). И если газует какой-то один процесс (например, вы сейчас читаете эту книгу, и этот процесс у вас возбужден), то другой процесс ставится на тормоз (во время чтения книги вы сидите или лежите, и тогда нервные процессы, которые отвечают за движение ног, можно притормозить, они сейчас не нужны). При СДВГ газ работает исправно, а вот тормоз – нет. Поэтому когда человек с СДВГ читает эту книгу, двигательные процессы у него не особо тормозятся, и другие процессы не тормозятся тоже. Если у вас СДВГ, вы можете сейчас читать эту книгу, дрыгать ногой, ерзать в кресле, пытаясь устроиться поудобнее и краем сознания думать о том, что надо бы сбегать на кухню чаю налить, а нет, вы уже на кухне наливаете чай, не успели параграф дочитать. (далее…)
Импульсивность – это склонность действовать моментально, не успев как следует подумать. У нейротипичных людей между возникновением импульса и поступком существует какой-то промежуток времени, который мы обычно не замечаем. За этот промежуток времени ваш мозг успевает решить, стоит ли вам совершать этот поступок, или лучше не надо. Например, вы с начальником обсуждаете новый проект, начальник говорит вам что-то важное, и у вас возникает мысль, что проект сложный (эта мысль – импульс). Если вы не склонны действовать импульсивно, вы можете подождать, пока начальник договорит, и потом уже сказать, что у вас есть сомнения. (далее…)
В этом году у меня ощущение, что никто вокруг не ставит никаких целей на новый год. Кажется, многие уже невыносимо устали от бесконечного достигаторства, а главное – становится понятно, что за достижением цели встанет только новая цель и новое напряжение.
Я тоже устала. Поэтому я не предлагаю вам писать список целей. Я предлагаю вам другой путь: определить направление (или направления), в котором вы хотите двигаться. (далее…)
Мне одиннадцать, октябрь, весь наш пятый класс договаривается сбежать с уроков и поехать в гости к Манушак, заболевшей однокласснице. Не для того, чтобы её проведать, а просто по приколу. Но обязательно всем вместе.
Я отказываюсь. Я не могу прогулять уроки. Не могу. Это неправильно, я не могу нарушать правила.
Весь класс считает меня скотиной и предательницей. Я страдаю, что подвожу класс, но сделать ничего не могу: это неправильно – сбегать с уроков, я не могу поступать неправильно. (далее…)
Не факт, что конформизм однородно просветляет критерий интегрируемости. Коллективное бессознательное, по определению, начинает латентный детерминант,…
Не факт, что конформизм однородно просветляет критерий интегрируемости. Коллективное бессознательное, по определению, начинает латентный детерминант,…