«ПсихолОК или не ОК. Что ОК и не ОК в поведении психолога» – круглый стол на ДокПсиФесте

13 июля я буду выступать на открытии первого фестиваля доказательной психологии ДокПсиФест. Фестиваль откроется круглым…

Продолжить чтение«ПсихолОК или не ОК. Что ОК и не ОК в поведении психолога» – круглый стол на ДокПсиФесте

Глава 1. СДВГ у взрослых: что это такое и существует ли он?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей и взрослых – это реально существующее нейробиологическое расстройство, признанное официальной медициной в большинстве стран.

Я пишу “реально существующее”, потому что многие в этом сомневаются, даже специалисты, врачи и психологи. И это большая проблема: если диагноз не признан официальной медициной, то люди с таким расстройством не могут получить медицинской помощи, а в большинстве случаев даже не знают о том, что их проблема имеет какое-то название. По сути, это и происходит на русскоязычном пространстве: найти в России специалиста, знающего, как лечить СДВГ, особенно у взрослых, – вопрос больших сил и везения. (далее…)

Продолжить чтениеГлава 1. СДВГ у взрослых: что это такое и существует ли он?

Глава 2. Симптомы: дефицит внимания

Представьте себе тёмный-тёмный двор: это наше сознание и всё, что в нём происходит. В этом дворе есть фонарь, который может освещать разные участки двора. Этот фонарь – наше внимание. Мы не способны ничего вспомнить, ни о чем подумать или сделать что-то, пока мы не направим на это своё внимание.

Не все фонари одинаковы. Они отличаются друг от друга во-первых, гибкостью и точностью управления: некоторые фонари довольно легко направить в нужное место и держать там нужное время, у других же крепление заржавело и не крутится как надо. Эта способность внимания (нашего фонаря) называется переключением. Во-вторых, фонарь может светить ярко и без перебоев, а может еле-еле и с постоянными перерывами. Эта способность внимания сосредотачиваться на объекте называется концентрацией. В-третьих, фонарь может осветить только определённое количество предметов одновременно: некоторые могут светить на полдвора, а некоторые – только перед собой. Способность внимания вмещать в себя одновременно больше или меньше предметов называется объёмом. (далее…)

Продолжить чтениеГлава 2. Симптомы: дефицит внимания

Глава 3. Симптомы: гиперактивность (нарушение торможения)

С точки зрения нервной системы гиперактивность – это неуравновешенность процессов возбуждения и торможения. Если очень сильно упрощать, то всё, что делает наша психика, имеет свой газ (процессы возбуждения) и тормоз (процессы торможения). И если газует какой-то один процесс (например, вы сейчас читаете эту книгу, и этот процесс у вас возбужден), то другой процесс ставится на тормоз (во время чтения книги вы сидите или лежите, и тогда нервные процессы, которые отвечают за движение ног, можно притормозить, они сейчас не нужны). При СДВГ газ работает исправно, а вот тормоз – нет. Поэтому когда человек с СДВГ читает эту книгу, двигательные процессы у него не особо тормозятся, и другие процессы не тормозятся тоже. Если у вас СДВГ, вы можете сейчас читать эту книгу, дрыгать ногой, ерзать в кресле, пытаясь устроиться поудобнее и краем сознания думать о том, что надо бы сбегать на кухню чаю налить, а нет, вы уже на кухне наливаете чай, не успели параграф дочитать. (далее…)

Продолжить чтениеГлава 3. Симптомы: гиперактивность (нарушение торможения)

Глава 4. Симптомы: импульсивность (нарушение самоконтроля)

Импульсивность – это склонность действовать моментально, не успев как следует подумать. У нейротипичных людей между возникновением импульса и поступком существует какой-то промежуток времени, который мы обычно не замечаем. За этот промежуток времени ваш мозг успевает решить, стоит ли вам совершать этот поступок, или лучше не надо. Например, вы с начальником обсуждаете новый проект, начальник говорит вам что-то важное, и у вас возникает мысль, что проект сложный (эта мысль – импульс). Если вы не склонны действовать импульсивно, вы можете подождать, пока начальник договорит, и потом уже сказать, что у вас есть сомнения. (далее…)

Продолжить чтениеГлава 4. Симптомы: импульсивность (нарушение самоконтроля)

Ценности-2020. Не “что я буду делать”, а “как я хочу жить”

В этом году у меня ощущение, что никто вокруг не ставит никаких целей на новый год. Кажется, многие уже невыносимо устали от бесконечного достигаторства, а главное – становится понятно, что за достижением цели встанет только новая цель и новое напряжение.
Я тоже устала. Поэтому я не предлагаю вам писать список целей. Я предлагаю вам другой путь: определить направление (или направления), в котором вы хотите двигаться. (далее…)

Продолжить чтениеЦенности-2020. Не “что я буду делать”, а “как я хочу жить”

Как выгореть за 180 дней, советы от профессионала

Общие положения

  • Если тебя зовут (выступить, написать, поработать) – соглашайся. В следующий раз не позовут, локти будешь кусать
  • Побольше разной учёбы. Конкуренты не дремлют, так что совершенствуйся.
  • Если просят о чем-то – сделай. Человек же просит, ему же надо
  • Будь на связи 24/7. Отвечай на все звонки и сообщения сразу же. (далее…)

Продолжить чтениеКак выгореть за 180 дней, советы от профессионала

Альтернативный бунт: покажи своего внутреннего засранца

Мне одиннадцать, октябрь, весь наш пятый класс договаривается сбежать с уроков и поехать в гости к Манушак, заболевшей однокласснице. Не для того, чтобы её проведать, а просто по приколу. Но обязательно всем вместе.

Я отказываюсь. Я не могу прогулять уроки. Не могу. Это неправильно, я не могу нарушать правила.
Весь класс считает меня скотиной и предательницей. Я страдаю, что подвожу класс, но сделать ничего не могу: это неправильно – сбегать с уроков, я не могу поступать неправильно. (далее…)

Продолжить чтениеАльтернативный бунт: покажи своего внутреннего засранца

Обучение 3

Не факт, что конформизм однородно просветляет критерий интегрируемости. Коллективное бессознательное, по определению, начинает латентный детерминант,…

Продолжить чтениеОбучение 3

Обучение 2

Не факт, что конформизм однородно просветляет критерий интегрируемости. Коллективное бессознательное, по определению, начинает латентный детерминант,…

Продолжить чтениеОбучение 2